Content-Type /div id= allowScriptAccess=

Архив Декабрь, 2011.

Чудесный, восхитительный голос кобзаря.

Голос кобзаря был не очень сильный (даже немножко хрипловатый). Когда выступал некоторое время вместе с ним харьковский кобзарь Анатолий Захарович Парфененко, то Евгений Александрович несколько раз повторил в разговоре с ним: Вот бы мне такой голос! Однако, слушая Евгения Адамцевича, никто не замечал, что у него несильный голос. Казалось, что лучше, задушевнее ту или иную песню выполнять нельзя. Что-то таинственное, завораживающее было в том пении, что проникало до глубины сердца каждого, трогало, вызывало слезы на глазах. Это, как мне кажется, объяснялось прежде всего тем, что пение его было выражением его собственных переживаний, Его большой души и был поистине вдохновенным, возвышенным. Часто посетители просили Евгения Александровича выполнить Запорожский марш. Когда кобзарь выполнял его, казалось, что играет его человек, а целый оркестр. Уже сам вид кобзаря – скромного, простого, пока не касался струн, и торжественный, возвышенный, воодушевленный, когда начинал петь – захватывал посетителей.
 

Все в кобзарю вызвало интерес у гостей Тарасовой горы. Однажды, раз оборвалась у Евгения Александровича одна из струн. Кобзарь сказал что-то шутливое и начал искать струну и настраивать кобзу. Аудитория, затаив дыхание, с интересом наблюдала, как старый слепой кобзарь делает это с большим знанием дела, быстро, ловко. Защелкали фотоаппараты. Послушать кобзаря приходили и канивци, некоторые почти ежедневно. Среди них была и Тамара Михайловна Литовченко, простая женщина, мать троих детей. Свои чувства от встречи с кобзарем она вылила в поэзии На вечную славу кобзарю, записанную в Книгу впечатлений Каневского музея Т. Шевченко 11 июля 1971
 

Репертуар Е. Адамцевича был многогранным. Он любил исполнять песни на слова украинских поэтов, особенно Олеся. Вершиной его воодушевленного пения была дума Евшан-зелье на слова Николая Вороного, варварски уничтоженного в 30-х годах советской тоталитарной системе. ее он выполнял Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены

Народный фольклор, историческое значение.

Народный фольклор, историческое значение.

Мне, как работнику музея, приходилось проводить экскурсии, и если они перерастали в экскурсии по городу, я в завершение при случае вел группы гостей к дому Адамцевича, и Евгений Александрович давал концерты благодарным посетителям.
 

Трудно расставался Евгений Адамцевич с родным городом, однако состояние здоровья змуснв старого кобзаря переехать к дочери в Крым, где он вскоре и умер. Но все же он – Роменец, и властям и общественности города следовало бы позаботиться о достойном чествовании памьятиьвидатного кобзаря. Хотя бы за то, что возраст “зайбериг. донес и подарил нам Запорожский марш, Ему обязан весь украинский народ.
 

Часто бывает, что проходит, скажем двадцать-тридцать лет, и образ человека, с которым общался был знаком, тускнеет, вытесняется другими, более колоритными фигурами, или исчезает из памяти, будто ее вовсе и не было. С супругами Адамцевича этого не произошло. И Евгений Александрович, и Лидия Дмитриевна, жена, прочно вошли в мое сознание и остались в ней навсегда.
 

Если мысленно перенестись в конец шестидесятых, когда мне впервые довелось познакомиться с этим незаурядным человеком, возникает образ динамичный, подвижный, непоседливый, несколько ироничный в своем отношении к тем или иным событиям или лиц, одновременно полон собственного достоинства. Адамцевич никогда не говорил о своем призвании как носителя кобзарских традиций, о своем художественный талант, но при всей его поведением чувствовалась уверенность в том, что он не просто музыкант, обладающий бандурой, что ему Богом дано нечто большее, чем вызвать у людей слезы, успокоение или заразительный смех.
 

О золотые руки С. Адамцевича можно было бы сказать много теплых слов. Несколько бандур, на которых играл кобзарь за свою жизнь, перероблювалися, приспосабливались к собственным навыкам игры. По крайней мере, на той бандуре, на которой он играл для меня доработана щека, добавлены басы, снято несколько пристрункив. А это свидетельствует о его постоянный поиск, стремление – объединить высокий уровень обнаружения художественных возможностей инструмента с удобными и простыми средствами овладения ими.
  Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены

Запорожский Марш.

Это уже позже имя Мазепы было очищено от ярлыков, которые на него навешенных русской и советской историографией. Как “вдохновителя строительства независимой Украины его воспета в песнях стрелковых, оуновских, повстанческих, тюремных. В паре же с Палий не Мазепе отданы народные симпатии. Как это ни странно, в этом выборе действовала своя народная мудрость, своя логика оценок.
 

Но были еще песни, так сказать, из близкого окружения гетмана, которое знало своего кумира больше, чем кто-либо.
 

Конечно, такие песни оставались в рукописях. Одна из них описывает смерть Мазепы и его завещание найбл ижч им прибич н икам Орл и ные и Войнаровскому (она обнаружена мной в фондах ИИФЭ) и называется Стонет сокол в неволе. Вторая песня загальнознана благодаря выполнению ее бандуристом В. Есипком – С Полтавского боя разбит гетман, но в репертуаре Адамцевича этих песен, кажется, не было.
 

Запорожский марш Адамцевича за двадцать пять лет звучания с концертной эстрады имеет уже свою историю, к тому же не только в народной, но и профессиональной музыке. После появления обработки марша Виктором Гуцалом для оркестра народных – инструментов. (А обработка заключалась не только в оркестровке произведения, но и приложенных вступления и темы напева На горе жнецы жнут, известной всем, но органично вплетенной в канву тематического материала Адамцевича), Запорожский марш в новой интерпретации стал едва ли не найполулярнишим маршем 70-90 – х годов.
 

Его стали фаты где надо и где не надо, при любых оказий, безжалостно эксплуатируя до того, что начал терять свою первозданность Адамцевнчевого произведения.
 

Телевизионная передача под названием Правительственный вестник в 19.30 по пятницам начинается заставкой, что изображает всадника казака и сопровождается музыкой Запорожского марша. Он был введен и в оркестровый сопровождение стрелецкой песни Эй, стрелки сичовии, ращдва, три в исполнении известного квартета Явор. Эстрадный коллектив Соколы воспользовался случаем и использовал Запорожский Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены