Content-Type /div id= allowScriptAccess=

Вспоминается такая история.

Вспоминается такая история. В 60-х годах я работал директором Сумского областного Дома народного творчества. Однажды мне было поручено установить, как и о чем поет Евгений Адамцевич. Возможность такая представилась в Ольшане Недригайловского района, где как раз был осенняя ярмарка. Окруженный массой народа, на стуле сидел зубожений человек, крепко держа бандуру. По вспотевший Его лицо на струны спадали капли пота. Голос кобзаря звучал мощно, а слова Эй, летом орел, как весеннее половодье, разливались по Ольшанским лесах и долинах. А потом прекрасно зазвучал его Запорожский марш, который и сегодня, и всегда оставаться нашей гордостью и украшением украинской музыкальной культуры.
 

удивляешься, сколько знал и исполнял песни этот мудрый и неутомимый певец? Становится больно за то, что некому было позаботиться о создании Ему человеческих условий для жизни и творчества.
 

Трагическая судьба Евгения Адамцевича заставляет задуматься над тем, как в области популяризируется бандура. Что стало причиной того, что за последние годы все реже и реже слышим чарующие звуки своего национального музыкального инструмента? И это тогда, когда на протяжении многих лет в музыкальном училище и почти во всех детских музыкальных школах преподается класс бандуры. Есть над чем подумать тем, кто к этому причастен и за это ответственен. Вспомним добрым словом руководителей капелл бандуристов Ахтырского Доме учителя Сергея Жукова, Дворца культуры СНПО им. Фрунзе Дмитрия Андрусенко, Конотопа Дома культуры и другие.

 

Моя переписка с кобзарем Евгений Адамцевич началось в 60-х годах. Я тогда работал на Раздольского горно-химическом комбинате недалеко от Львова, по вечерам вместе с братом руководил Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены

После печальных событий в Пуще-Водице.

После печальных событий в Пуще-Водице, связанных с действительно кобзарских отпеванием Егора Мовчана, Роменец с женой внезапно исчезли. Нам не повезло даже договориться о предстоящей встрече, а тем более – взять их адрес. Поэтому при тцждень-полтора мы наугад пустились в путь. Изобиловала в расцвете весна. Зеленели поля. Вокруг разливалось благоухание. Небо сияло лазурью. Наш экспедиционный уазик быстро преодолевал пыльные км, и за каких-то пять-шесть часов добрались до города на Суле. Именно тогда гостил у родных местах Иван Петрович Кавалеридзе, и, встретившись с ним в отеле, мы вечером пошли, как он говорил, походить Ромнами. Здесь отшумела молодость этого корифея скульптуры и кино. Он остался дома памятником Великому Кобзарю (И оживу, и думу вольную на волю из гроба воззову) и стелой Раскованный Прометей, теперь должен увековечить в камне или бронзе первого основателя города.
 

Мы бродили до полуночи тропами его жизнь … Вот собор с Роменская мадонна … Ген-де – помещение театра, где играла гениальная Затыркевич … У Суллы, на утесе, – дом народного артиста Украины, киноактера Степана Шкурата. А там, и там, и там …
 

Не спалось. Рано утром я отправился на рынок (именно базарувалы), чтобы увидеть Евгения Адамцевича: он говорил, что Иногда сидящий на базаре. Однако его здесь не было. Местные жители намекнули, что власти запрещают кобзарю играть. Может, где-то там, в сорняках, и поет …
 

Но потеряв надежду найти хоть следы неугомонного певца, зашел к первому секретарю горкома партии и выложил перед ним свой замысел. Он долго колебался, морщился, стенал плечами, куда-то звонил, но чувствовалось: сам боялся дать. Между тем дверь без стука открыл некий тщеславный, самовпенений человек Знакомьтесь. Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены

Мастерство пения бандуриста.

Мастерство пения бандуриста.

В кинокартине это произведение было повторено трижды: в исполнении кобзаря, в оркестровом звучании и сопровождением за кадром. За это меня цикнулы: не много, мол, Адамцевича в одном фильме?
 

Ну что имел одповисты? Разве мог сказать, что гениальная музыка никогда не надоедает, что она дает человеку вдохновение и крылья
 

что ее всегда не хватает в жизни. А это, кроме того, казацкий марш, который донесли кобзари сквозь века и лихолетья, это – отзыв Ь прошлого, перелунюеться С современностью, это – закодированный в мелодии рыцарский порыв и боевая победа непокоренного народа.
 

О Евгения Адамцевича мы услышали в начале 60-х годов, когда после окончания Киевской консерватории начали работать в Сумском музыкальном училище. Как-то после одного занятия народного музыкального творчества “, которое вел Валентин Владимирович, к нам подошли студенты-роменцы и рассказали, что в Ромнах на рынке частое поет кобзарь, которого, правда, местная милиция любит. Это и был Адамцевич. Валентин Владимирович загорелся желанием встретиться с народным певцом, и летом 1963 года мы поехали в Ромны.
 

Дом кобзаря находилась, как мне помнится, на окраине города на высокой равнине, от которой вниз шел глубокий спуск, где проходила железная дорога. В дом мы добирались узенькой тропинке над самым спуском, и я подумала, как опасно ежедневно ходить Евгению Александровичу такой дорогой.
  Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены

Эмоциональность в выражении. Безумный пыл.

Выразительным эмоциональной насыщенностью отмечается использование народно речи, а именно: 1) постоянных эпитетов: белый свет, враги плохие, вороной конь, темная ночь, темная туча, широкий путь, широкая степь, красная калина, чистое поле, черный вол 2) образных сравнений: волком скакать мысль летает, как ворон 3) поэтизмов: гора, ветер, вода, воля, кудри, круче, море, поле, губы, глаза 4) Других важных средств фольклорной поэтики: дуть-повиваты, гудець-беднота, девушка-рыбешка, плавай, плавай, лебедонько, реветь-стонать подобное.
 

Значительную роль в предоставлении текстовой ткани экспрессии и соответствующего эмоционального резонанса играют словообразовательные средства языка, которые сами по себе уже предоставляют определенной оценки: положительной или отрицательной. Чаще всего такая эмоциональная оценка передается существительными и прилагательными с помощью словообразовательных средств, в частности суффиксов с уменьшительно-ласкательных или згрубилим значением. Наиболее употребляемыми в рассматриваемых произведениях проявляются суффиксы с положительной оценкой предметов, явлений, признаков:
 

Высокой мощности и сильным эмоциональным зарядом отмечается синонимично богатство языка, так ярко представлено в репертуарных произведениях Е. Адамиевича. Использование синонимии, как убеждаемся, способствует нахождению наиболее адучного слова, чтобы передать сложную гамму чувств, широту и глубину мысли. Именно благодаря наличию синонимических конструкций, в которых слова отличаются особыми дополнительными оттенками, создается емошьйно-експреснвний резонанс повествования:
 

часто поэтами используются целые ряды синонимических слов, будто нанипуються один на один, тем самым усиливая отчетливость восприятия мысли.
 

Особенно неповторимым звучанием отмечаются синонимические фигуры, представленные несколькими синонимическими рядами в одном контексте.
  Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены

Чудесный, восхитительный голос кобзаря.

Голос кобзаря был не очень сильный (даже немножко хрипловатый). Когда выступал некоторое время вместе с ним харьковский кобзарь Анатолий Захарович Парфененко, то Евгений Александрович несколько раз повторил в разговоре с ним: Вот бы мне такой голос! Однако, слушая Евгения Адамцевича, никто не замечал, что у него несильный голос. Казалось, что лучше, задушевнее ту или иную песню выполнять нельзя. Что-то таинственное, завораживающее было в том пении, что проникало до глубины сердца каждого, трогало, вызывало слезы на глазах. Это, как мне кажется, объяснялось прежде всего тем, что пение его было выражением его собственных переживаний, Его большой души и был поистине вдохновенным, возвышенным. Часто посетители просили Евгения Александровича выполнить Запорожский марш. Когда кобзарь выполнял его, казалось, что играет его человек, а целый оркестр. Уже сам вид кобзаря – скромного, простого, пока не касался струн, и торжественный, возвышенный, воодушевленный, когда начинал петь – захватывал посетителей.
 

Все в кобзарю вызвало интерес у гостей Тарасовой горы. Однажды, раз оборвалась у Евгения Александровича одна из струн. Кобзарь сказал что-то шутливое и начал искать струну и настраивать кобзу. Аудитория, затаив дыхание, с интересом наблюдала, как старый слепой кобзарь делает это с большим знанием дела, быстро, ловко. Защелкали фотоаппараты. Послушать кобзаря приходили и канивци, некоторые почти ежедневно. Среди них была и Тамара Михайловна Литовченко, простая женщина, мать троих детей. Свои чувства от встречи с кобзарем она вылила в поэзии На вечную славу кобзарю, записанную в Книгу впечатлений Каневского музея Т. Шевченко 11 июля 1971
 

Репертуар Е. Адамцевича был многогранным. Он любил исполнять песни на слова украинских поэтов, особенно Олеся. Вершиной его воодушевленного пения была дума Евшан-зелье на слова Николая Вороного, варварски уничтоженного в 30-х годах советской тоталитарной системе. ее он выполнял Читать Полностью >>

Posted by Mazepa in Статьи
Комментарии выключены